В нотных шрифтах Kh появилось главное звено — группа шрифтов с нотными головками Kh Noteheads 66.
Группа Kh Noteheads 66 это:
- 15 шрифтов по 66 символов в каждом;
- 990 символов нотных головок;
- 528 уникальных начертаний символов.
Эстетика и читаемость
шрифтов группы Kh Noteheads 66 выдержана в соответствии с принципами, уже изложенными нами для всех шрифтов Kh (см. «Эстетика и читаемость»).
Формы нотных головок видоизменены так, чтобы быть наиболее заметными на нотном стане, в том числе издалека и при мелком кегле — это поможет читать ноты музыкантам с плохим зрением. Кроме того, глифы нотных головок
разработаны так, чтобы разные формы больше отличались друг от друга, были более различимы.
Для лучшего различения на нотном стане все горизонтальные штрихи сделаны наклонными и жирными, вертикальные штрихи — контрастно тонкие.
Разные формы нотных головок выдержаны в едином стиле и субъективно — примерно одинакового размера.
Ромбообразная и «прямоугольная» (ставшая больше похожей на параллелограмм) нотные головки сделаны вогнутыми, чтобы ещё больше отличаться от традиционных овальных нотных головок.
Треугольные нотные головки сделаны с геометрически прямыми линиями, что создаёт дополнительные отличия от нотных головок в форме рупора и от головок-галочек. Головки-галочки (которыми уже почти традиционно обозначается, например игра slap-tongue) сделаны из двух штрихов неодинаковой длины, что позволяет явно отличить их от формы треугольника даже тогда, когда отрытую сторону головки закрывает штиль.
Основа символов проекта Kh Noteheads 66 —
десять основных «пра-форм» нотных головок, распространённых в современной нотации. Для каждой формы разработано по 6-8 вариантов: закрашенная нотная головка (для четвертных и более мелких длительностей), 5–6 незакрашенных (половинная нота, целая нота, бревис, альтернативная форма бревиса, лонга и максима) и для двух видов головок — полузакрашенная нота.
Так возникают 66 форм символов главного шрифта группы Kh Noteheads Basic 66.
Большие длительности
Для каждой формы была создана не только стандартная незакрашенная нота (половинная), но и целые ноты (которые традиционно шире, с утолщением вертикальных штрихов), а также бревисы в современном стиле двух видов — с парными и одинарными дополнительными штрихами, — а также лонги и даже максимы.
Штиль лонги справа, как в средневековых нотах (чтобы было ещё больше отличий от половинной ноты, где штиль, направленный вниз, находится слева).
Максима сделана реально «максимальной»: она втрое длиннее лонги. Этот контраст был специально увеличен, чтобы создать явное отличие лонги от максимы (так как зрительно между ними нет никаких отличий, кроме длины символа). Пока максимы сделаны только для наиболее часто встречающихся четырёх форм.
Диакритика
Остальные шрифты содержат те же знаки, что и в шрифте Basic в качестве основы, но дополненные графическими элементами, которые можно считать диакритическими знаками — разные виды перечёркиваний, внешний кружочек и сочетания этих элементов.
В качестве примера — шрифт Kh Noteheads 66 Ring Dia 1, содержащий ноты в кружочке и перечёркнутые одним восходящим штрихом:
Разновидности шрифтов и ранжир
Разновидности шрифтов Regular (Full Width) и Narrow-Spaced ‘Italic’, которая включается как курсив, одинаковы по глифам (начертаниям знаков), но отличаются по указанным в файле шрифта границам символов. Левая граница в основной разновидности Regular (Full Width) поставлена точно в начале символа. В «курсивной» разновидности Narrow-Spaced ‘Italic’ левая граница начинается от самой ноты, а диакритический знак (кружочек, перечёркивание) выходит за пределы левой границы («свисает»). Правая граница в обоих разновидностях поставлена на самой правой точке всего символа, включая диакритический знак.
Мы рекомендуем пользоваться пользоваться основной разновидностью шрифтов, особенно в наборе сольных произведений, монодий: она хорошо учитывает горизонтальный ранжир нот. В многоголосной музыке изредка можно применять дополнительную «курсивную» разновидность, которая лучше учитывает вертикальный ранжир и поставит одновременно исполняемые ноты зрительно в одинаковую временную позицию.
Кодировка, скорость набора и совместимость
Во всех шрифтах используется только одна кодовая страница — латинская, обеспечивающая максимальную совместимость в любых программах и позволяющая наиболее часто употребляемые символы печатать прямо с клавиатуры (см. таблицы символов) не только в программах нотного набора, но и в текстовых редакторах: хоть в Finale любой версии, хоть в ворде.
Наиболее часто употребляемые символы оставлены на знакоместах, традиционно зарезервированных для них в основных версиях шрифтов Maestro, Engraver Font Set, Petrucci (Finale), Opus (Sibelius), Anastasia (Encore), Sonata, Boulez и т. д. и продублированы на знакоместах дополнительных к ним шрифтов Maestro Percussion, Engraver Font Extras, Opus Special (поэтому обычная закрашенная нотная головка — это и «5», и «Ï», и «oe», квадратная — это и «r», и «6», ромбовидная — всегда «o», незакрашенная — «O»).
Поэтому можно в шаблонах файла включить другой шрифт, и все формы нот будут отражены корректно. При этом будут нормально работать многие автоматические изменения формы нотных головок: например, плагин TG Tools Easy Harmonics для создания флажолетов в Finale.
Кодировка SMuFL сейчас не используется. Основная проблема совместимости наших шрифтов с этой кодировкой в том, что в SMuFL нет большинства символов, которые внедрены в наших шрифтах, в том числе очевидно необходимых (см. вторую картинку на этой странице).
Дальнейшее развитие
Мы понимаем, что десять «пра-форм» из которых мы вывели всё многообразие нотных головок группы Kh Noteheads 66, явно недостаточно. В наших шрифтах, конечно, не хватает многих иных форм. Их появление предполагается в дальнейшем, и для них специально оставлены знакоместа в кодовой странице. Версии шрифтов, включающие новые «пра-формы» уже не будут иметь «66» в названиях.
Кроме того, мы планируем добавить новые виды диакритик (новые виды перечёркиваний, ноты в квадратике, ноты в ромбике…). Возможно, мы сделаем максимы для всех форм, а не только для наиболее употребительных четырёх.
Мы планируем также сделать наши шрифты SMuFL-совместимыми, так как эта кодировка становится более актуальной. Это можно будет сделать без ущерба для нашей кодировки, если продублировать те символы, которые есть в SMuFL на SMuFL-знакоместах. Полная совместимость, как уже говорилось выше, невозможна в части тех символов, которых нет в самой кодировке SMuFL.
Таблицы символов всех шрифтов с диакритикой (Regular)
Таблица символов основного шрифта Kh Noteheads 66 Basic приведена выше. Здесь вы увидите все символы с диакритическими знаками.
Примеры набора
пока, разумеется, немногочисленны и ограничиваются сочинениями автора шрифтов.
Здесь отрывки из двух произведений Н. Ю. Хруста — сонатины для фортепиано (2016) и ISM для бас-кларнета и электроники (2018). Все нотные головки и знаки альтерации набраны шрифтами Kh.
Скачать шрифты Kh, включая Kh Noteheads 66
Kh Noteheads 66 — проект АНО Центр гуманитарных программ «Инсайт» (руководитель Константин Мулин).